Известно что бактерия туберкулезная палочка

Туберкулезная палочка — что это такое

Известно что бактерия туберкулезная палочка

Туберкулезная палочка — основная причина развития туберкулеза у человека.

В зависимости от того, где развивается микобактерия, различают разные формы и виды заболевания.

В основном, ему подвержены люди с ослабленной иммунной системой и жители неблагоприятных районов.

Врач-терапевт: Азалия Солнцева ✓ Статья проверена доктором

Туберкулезная палочка – аэробный микроскопический организм

Туберкулез является одним из старейших из известных человеку заболеваний. До сих пор по его вине в мире ежегодно умирают около 2 миллионов человек. Туберкулез может проявляться по-разному, поражая кости, центральную нервную систему и другие органы, но в первую очередь это именно заболевание легких.

Туберкулезная палочка (Mycobacterium Tuberculosis), также известная как палочка Коха или бацилла Коха, передается воздушно-капельным путем и оседает в альвеолах легочной ткани. С этого момента течение болезни во многом зависит от иммунного ответа организма носителя.

На эффективность этого ответа влияют как внутренние факторы, такие как генетическая предрасположенность, так и внешние – факторы, повреждающие иммунную систему и общее состояние организма.

Несмотря на повсеместное использование живых (аттенуированных) вакцин и ряда антибиотиков, туберкулезная палочка сейчас значительно распространена. А значит необходимо искать новые вакцины, лекарства и чувствительные методы диагностики.

www.ncbi.nlm.nih.gov

Сколько живет возбудитель

Бацилла Коха (аэробный микроскопический возбудитель) не образует спор, однако это не мешает ей сохранять неделями жизнеспособность в пыли на коврах, одежде и останках животных и месяцами в мокроте.

Сколько живет туберкулезная палочка? Выживаемость, то есть сколько живет палочка M. tuberculosis вне организма хозяина составляет: мокрота — 6-8 месяцев, одежда — 45 дней, книжная бумага — 105 дней.

Недавние исследования показали, что многие бактерии в дыхательных путях переходят в неактивное состояние, благоприятное для их выживаемости. Важно знать, что на концентрацию жизнеспособных палочек в воздухе влияет проветривание помещения.

В комнате, где происходит всего 1 воздухообмен в час, уже через час становится на 63% микроорганизмов меньше. 84% за 2 часа и более 90% через 3 часа. При шестикратном воздухообмене, бактерии отсутствуют уже через несколько минут. Для заражения человека они должны попасть в дыхательные пути.

www.ehs.research.uiowa.edu

www.ghdonline.org

Носитель туберкулезной палочки

Пациенты со скрытой (латентной) формой инфекции хорошо себя чувствуют и не проявляют каких-либо симптомов. Они заражены, но не больны. Единственным признаком носительства туберкулеза является положительная реакция на кожную пробу с туберкулином (проба Манту). Люди со скрытой формой туберкулеза не заразны и не могут передать туберкулез другим.

В целом, от 5 до 10% носителей, в течение жизни способны развить полноценную болезнь. Примерно у половины это происходит во время первых 2 лет после инфицирования. Риск развития инфекции значительно выше у лиц с ослабленной иммунной системой, как например при ВИЧ, нежели у людей с хорошим иммунитетом.

Особую тревогу вызывают пациенты, больные лекарственно-устойчивой формой, у которых позже развивается заболевание, которое почти не реагирует на лечение.

Характеристики носителя:

  • кожная проба и анализы крови показывают наличие инфекции;
  • нет изменений на рентгене или в мокроте;
  • является носителем живой, но неактивной палочки;
  • хорошо себя чувствует;
  • не может передавать болезнь другим;
  • нуждается в лечении, чтобы в последствии не развилось заболевание (исключение: если является носителем лекарственно-устойчивой палочки).

www.cdc.gov

Диагностика — посев на бациллу

Согласно Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) – посев на туберкулезную палочку является золотым стандартом в диагностике туберкулеза. Культивирование в бактериологической лаборатории важно не только для постановки диагноза, но и для определения устойчивости микроорганизма к антибиотикам.

Посев проводят на нескольких питательных средах. Для определения лекарственной чувствительности используют среду Левенштейна-Йенсена или среду Финна II. На плотных питательных средах вырастают колонии R-формы: разной величины и вида, морщинистые, сухие, цвета слоновой кости

Положительный результат означает, что в образце была обнаружена бацилла Коха. Положительный ответ дают после окраски колоний по Циль-Нильсену. Это подтверждает диагноз туберкулеза.

Негативный результат означает, что палочки обнаружено не было. Однако, это не исключает диагноза. Некоторым пациентам окончательный диагноз ставится на основании признаков и симптомов, а также реакции на лечение.

www.jcm.asm.org

www.cdc.gov

При какой температуре погибает вирус

Туберкулезная палочка является облигатным аэробом, это означает, что для ее функционирования необходим кислород. Растет при температурах в пределах 30-41oС, оптимально при 35-37 oC.

При какой температуре погибает туберкулезная палочка? Погибают бациллы от тепла 60oC через 15-20 минут. Могут долгое время сохраняться во влажных темных условиях окружающей среды. Относительно устойчивы к действию химических средств для дезинфекции. Быстро погибают под прямыми солнечными лучами.

virology-online.com

Туберкулезная палочка у ребенка

У детей скрытая инфекция обычно не проявляется какими-либо признаками или симптомами. На рентгенограмме также не обнаруживаются изменения, характерные для туберкулеза.

В большинстве случаев только лишь при помощи положительной пробы Манту можно определить, что ребенок заражен.

Если после проведения пробы результат оказался положительным, ребенку необходимо обследование у фтизиатра, который уточнит, есть ли заболевание, назначит дополнительные анализы, а при подтверждении пропишет лечение специальными препаратами, даже если у него нет признаков заболевания.

Обычно первичная инфекция проходит через 6-10 недель, по мере того как у ребенка вырабатывается иммунитет. Однако в некоторых случаях она может распространяться по всей поверхности легких (прогрессирующий туберкулез) и в другие органы.

Это ведет к появлению лихорадки, потере веса, усталости, уменьшению аппетита и кашлю.

Другой вид туберкулеза называется реактивационный, или вторичный. Он проявляется после перенесенной первичной инфекции, которая находится в спящем состоянии.

При благоприятных условиях, таких как ослабление иммунитета, бактерии вновь активируются.

Этот вид более характерен для взрослых и детей старшего возраста. Основным симптомом является постоянная лихорадка с обильным потоотделением в ночное время. Далее может проявляться усталость и потеря веса.

Обычно назначают несколько антибактериальных препаратов, редко, когда могут выписать 3-4 различных вида лекарств. Несмотря на то, что полный курс лечения длится много месяцев, важно пройти его полностью, дабы обеспечить полное выздоровление. Чтобы точно человек прошел курс лечения, больного направляют в стационар.

www.kidshealth.org

Когда Кох открыл бациллу — открытие столетия

Туберкулез, в прошлом известный как «чахотка» или «белая чума» — это древнейшее заболевание, которое вероятнее всего всегда витало возле нас. Туберкулезные поражения, обнаруженные у египетских мумий, являются доказательством того, что этим недугом болели еще как минимум 4000 лет назад.

Роберт Кох, немецкий ученый и физик, презентовал свое открытие — туберкулезную палочку M. tuberculosis, возбудитель одноименного заболевания. Кох открыл бактерию еще в 1882 году.

Свое выступление он начал, напомнив собравшимся ужасающую статистику: «Если важность заболевания для человеческого рода исчисляется количеством жертв, которое оно вызывает, то туберкулез по праву можно считать наиболее важным, нежели самые страшные инфекционные болезни, такие как чума, холера и прочие. Каждый седьмой человек в мире погибает от туберкулеза. Заболевание убивает как минимум треть трудоспособного населения, а иногда и более».

Лекция Коха, считаемая многими наиболее важной в истории развития медицины, была настолько вдохновляющей, инновационной и подробной, что во многом определила развитие науки в двадцатом веке. Он рассказал, как изобрел новый метод окрашивания и продемонстрировал его собравшимся.

Кох взял с собой в лекционную всю свою лабораторию: микроскопы, пробирки с образцами, предметные стекла с окрашенными бактериями, краски, реагенты, стеклянные банки с фрагментами тканей и много другое.

Когда Кох завершил свою лекцию в зале воцарилась абсолютная тишина. Ни вопросов, ни аплодисментов, ни поздравлений. Публика была шокирована. Медленно люди стали подходить, чтобы воочию убедиться в его словах и взглянуть на загадочную палочку.

Новости об открытии Коха быстро разлетелись по миру. Роберт Кох стал знаменитым ученым и даже получил звание «Отец Бактериологии». В 1905 году он получил нобелевскую премию по физиологии и медицине «За открытия и исследования, в области лечения туберкулеза»

www.nobelprize.org

Что убивает вирус

Убить бациллу Коха нелегко и для этого требуется множество противотуберкулезных средств. Носитель инфекции должен пройти полный медикаментозный курс.

Считается, что микобактерии существуют в трех различных популяциях, характеризующихся их средой обитания и способности к росту. Первый и самый большой вид состоит из быстрорастущих внеклеточных палочек.

Именно здесь чаще всего встречаются бактерии, устойчивые к лечению. Антибиотики, такие как изониазид убивают быстро размножающиеся палочки на ранних стадиях лечения и обладают бактерицидным действием, способным предотвращать возникновение у них устойчивости.

Вторая популяция состоит из микроорганизмов, которые растут медленнее, часто в кислотной среде. Третья группа и вовсе растет рывками, сменяя периоды размножения, периодами сна.

Лучшими стерилизующими свойствами обладают рифампицин и пиразинамид. Эффект пиразинамида заметен уже через первые несколько месяцев лечения, в то время как рифампицин действует на протяжении всего курса. В отсутствии рифампицина, стерилизующая активность пиразинамида может длиться все лечение. Врач должен выбрать то лекарство, что убивает возбудитель.

Химические дезинфектанты могут быть разделены на 3 группы, в зависимости от их механизма действия — денатуранты, реагенты и окислители. Денатуранты, такие как соединения четвертичного аммония, фенолы и спирты действуют, разрывая белковые и липидные структуры. Эти препараты широко распространены, недорогие и обладают туберкулоцидным действием

При помощи 20-минутного воздействия диоксида хлора, перекиси водорода 0,80%, надуксусной кислоты 0,06% и йодофора можно достичь полной инактивации туберкулезной палочки.

Раствор 6% уксусной кислоты эффективно убивает M. tuberculosis после 30-минутного воздействия. Также высокую эффективность показали крезоловое мыло и оксидол против всех возможных штаммов.

К другим препаратам, обладающим туберкулоцидным действием, относятся: Лизол, бактерицидное моющее средство Beaucoup, Vani-sol для унитазов, спрей Clippercide, Spacide, Vesta-syde для обработки медицинских инструментов, SPOR-KLENZ для твердых поверхностей, бактерицидный раствор Weiman, дезинфицирующий отбеливатель Austin A-1, Tek-Trol, Tek-Phene, Opti-Phene, OcidePlus, Clidox-SBase, Креоцид 20 и др.

www.antimicrobe.org

www.amjmed.com

www.ncbi.nlm.nih.gov

www.aricjournal.biomedcentral.com

www.epa.gov

www.aricjournal.biomedcentral.com

Как распространяется бактерия

Туберкулезная палочка распространяется через воздух от одного человека к другому. Попадает он в воздух, когда больной кашляет, говорит или поет. Люди поблизости вдыхают бактерии и тоже заражаются.

Заболевание не передается через:

  • пожатие рук;
  • продукты питания и напитки;
  • прикосновения к постельному белью или туалетному сиденью;
  • пользование общей зубной щеткой;
  • поцелуи.

Когда человек вдыхает бактерии они оседают в легких и могут начать размножаться. Оттуда они могут мигрировать дальше по току крови в другие части тела, такие как почки, позвоночник и мозг.

Инфекция в легких и горле может быть заразной и передаваться другим людям. При поражении других органов, как например почек или костей, человек обычно не может инфицировать других.

Так как распространяется палочка очень быстро, при первой симптоматике необходимо обратиться в лечебное заведение.

www.cdc.gov

Основные виды туберкулезных палочек

Семейство Mycobacteriaceae содержит в единственном роде микобактерии, в число которых входит более 150 видов. Они широко распространены в окружающей среде и, за исключением некоторых отдельных видов, не способны вызывать инфекционные заболевания.

Остальные виды в роду mycobacterium, способные вызывать болезни, обычно называют нетуберкулезными палочками и как правило они проявляют себя в качестве оппортунистических инфекций у людей с ослабленным иммунитетом, либо у животных.

Также туберкулез могут вызывать — M. africanum, M. canettii, M. bovis, M. microti, M. orygis, M. caprae, M. pinnipedii, M. suricattae:

  1. M. africanum характерен для регионов западной Африки, передается воздушно-капельным путем.
  2. bovis наиболее подвержены дикие копытные животные. У людей M. bovis обнаруживается крайне редко, однако может наносить огромный экономический ущерб по всему миру, поражая домашних и диких животных. Необходимо уделять пристальное внимание данной инфекции в странах с высоким уровнем заболеваемостью ВИЧ, так как именно эти больные чаще заражаются микобактериями.

Другим патогенным возбудителем является бацилла Хансена (M. leprae), ответственная за возникновение Лепры (проказы, крымской болезни и др.).

Остальные виды в роду mycobacterium, способные вызывать болезни, обычно называют нетуберкулезными палочками и как правило они проявляют себя в качестве оппортунистических инфекций у людей с ослабленным иммунитетом, либо у животных. К ним относятся: M. avium, M. intracellulare, M. kansasii, M. fortuitum, M. chelonae, M. szulgai, M. paratuberculosis, M. scrofulaceum

В частности, M. avium и M. intracellulareсвязаны с развитием у свиней и птиц таких заболеваний как паратуберкулез и хронический гастроэентерит.

www.researchgate.net

www.ncbi.nlm.nih.gov

Источник: https://zemed.ru/tuberkulez/palochka-skolko-zhivet.html

Известно что бактерия туберкулезная палочка

Известно что бактерия туберкулезная палочка

Известно, что бактерия туберкулёзная палочка — аэробный, микроскопический, болезнетворный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.

(1) Размеры туберкулёзной палочки составляют в длину 1–10 мкм, а в диаметре 0,2–0,6 мкм. (2) Организм неподвижен и не способен образовывать споры.

(3) При температуре выше 20 °C во влажном и тёмном месте сохраняет жизнеспособность до 7 лет. (4) Для своего развития организм нуждается в наличие кислорода. (5) Туберкулёзная палочка является паразитическим организмом.

(6) В природе организм распространяется не только с каплями жидкости, но и ветром.

Из перечисленных предложений, которые описывают туберкулёзную палочку, необходимо выбрать те, которые соответсвуют условиям: аэроб­ный, мик­ро­ско­пи­че­ский, бо­лез­не­твор­ный.

Аэроб­ный: для сво­е­го раз­ви­тия ор­га­низм нуж­да­ет­ся в на­ли­чие кис­ло­ро­да. Мик­ро­ско­пи­че­ский: раз­ме­ры ту­бер­кулёзной па­лоч­ки со­став­ля­ют в длину 1–10 мкм, а в диа­мет­ре 0,2−0,6 мкм.

Бо­лез­не­твор­ный: ту­бер­кулёзная па­лоч­ка яв­ля­ет­ся па­ра­зи­ти­че­ским ор­га­низ­мом.

Демонстрационный вариант итоговой работы по БИОЛОГИИ

10 класс (общий уровень)

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по биологии отводится 2 часа (90 минут). Работа состоит из трёх частей, включающих в себя 34 задания.

Часть 1 содержит 26 заданий (1–26). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении такого задания обведите номер выбранного ответа в работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 содержит четыре задания (27–30), на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр. Ответы на эти задания запишите в работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит четыре задания с развёрнутым ответом (31–34). Задания выполняются на отдельном листе.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

©АНО «Учебно-издательский центр «Интерактивная линия»». Копирование не допускается

При выполнении заданий с выбором ответа (1–26) обведите кружком номер правильного ответа в работе.

1 Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?

1) определить химические свойства воды в аквариуме

2) определить видовой состав обитателей аквариум

3) установить объём и форму аквариума

4) сравнить состав воды в аквариуме с водой в реке

2 Что является объектом изучения эмбриологии?

1) развитие организма после выхода из яйцевых оболочек

2) образование половых клеток у животных

3) зародышевое развитие многоклеточных организмов

4) условия образования генетических нарушений у организма

3 Выберите положение современной клеточной теории.

1) новые клетки образуются из межклеточного вещества

2) различают прокариотические и эукариотические клетки

3) клетки всех организмов одинаковы по строению, химическому составу и процессам жизнедеятельности

4) размножение клеток происходит путём их деления, каждая новая клетка образуется в результате деления исходной клетки

4 Вещества клетки объединяют в две группы — гидрофильные и гидрофобные по отношению к

4) нуклеиновым кислотам

©АНО «Учебно-издательский центр «Интерактивная линия»». Копирование не допускается

5 Между веществом и функцией, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

хранение информации о первичной

Какое словосочетание следует поставить на место пропуска в этой таблице?

1) транспорт газов

2) источник энергии

3) катализатор химических процессов

4) регулятор процессов жизнедеятельности

6 Изучите график, отражающий зависимость скорости химической реакции в клетке, от температуры. (По оси х отложена температура организма (в ºС), а по оси у – относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)). Какое описание наиболее точно отражает изменение относительной скорости химической реакции в промежутке от 37 ºС до 44 ºС?

1) скорость химической реакции на этом интервале увеличивается

2) скорость химической реакции сначала увеличивается, затем снижается

3) скорость химической реакции на этом интервале снижается

4) скорость химической реакции сначала снижается, затем увеличивается

©АНО «Учебно-издательский центр «Интерактивная линия»». Копирование не допускается

7 В молекуле ДНК число нуклеотидов с гуанином составляет 40% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с тимином в этой молекуле?

8 Что можно увидеть в микроскоп, увеличительная способность которого составляет х200?

2) комплекс Гольджи

4) плазматическую мембрану

9 Под каким номером изображена клеточная структура, отсутствующая в животной клетке?

10 Как называют процесс, который может быть записан в виде следующей химической реакции?

6СО 2 + 6Н 2 О Þ С 6 Н 12 О 6 + 6О 2

4) биосинтез белка

©АНО «Учебно-издательский центр «Интерактивная линия»». Копирование не допускается

11 Сколько молекул АТФ образуется на этапе кислородного расщепления одной молекулы глюкозы?

Какая фаза митоза изображена на рисунке?

13 В процессе мейоза, в отличие от митоза, образуется

14 Формы жизни, способные размножаться, только проникнув в клеткумишень, – это

15 Как называют способ размножения дрожжей, позволяющий человеку получать сдобное тесто, а из него выпекать хлеб?

Источник: https://voronezh-vrachi.ru/izvestno-chto-bakterija-tuberkuleznaja-palochka

Проверочная работа по теме «Бактерии»

Известно что бактерия туберкулезная палочка

Проверочная работа по теме «Бактерии»

Вариант 1.

Задание 1. Известно, что туберкулёзная палочка – вид очень устойчивых, микроскопических, болезнетворных бактерий. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма.

1. Размер организма составляет 1–10 мкм, а диаметр 0,2–0,6 мкм.

2. При температуре 23 °C во влажном и тёмном месте сохраняется до 7 лет.

3. Для своего развития нуждается в наличии кислорода.

4. Неподвижный и не образующий спор организм.

5. Многие вещества способны проникать в организм за счёт различия их концентраций по обе стороны клеточной мембраны.

6. Является паразитическим организмом.

Задание 2.Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

БИФИДОБАКТЕРИИ И ЛАКТОБАКТЕРИИ

Бифидобактерии и лактобактерии –  это часть микрофлоры желудочно-кишечного тракта человека, способствующая полноценному пищеварению.

Бифидобактерии составляют 85–90% микроорганизмов, населяющих кишечник ребёнка. Они способствуют перевариванию сложных углеводов, так как используют их в своём обмене веществ. Эти бактерии участвуют в синтезе и всасывании многих витаминов, способствуют синтезу незаменимых аминокислот, лучшему усвоению кальция и витамина Д, что очень важно для растущего организма.

Однако важнейшим свойством бифидобактерий является угнетение роста болезнетворных, гнилостных и газообразующих бактерий. Для выполнения этой функции они обладают комплексом специальных ферментов.

Бифидобактерии выделяют органические кислоты, способствующие вымиранию болезнетворных бактерий; являются иммуномодуляторами; активизируют синтез иммуноглобулинов и интерферона.

Лактобактерии встречаются в кишечнике в меньшем количестве, зато преобладают в других отделах желудочно-кишечного тракта (в ротовой полости, желудке).

Они превращают молочный сахар лактозу и другие углеводы в молочную кислоту, которая подавляет рост возбудителей острых кишечных инфекций.

Кроме того, лактобактерии участвуют в обмене белков, жиров, углеводов, нуклеиновых и желчных кислот; усиливают синтез витаминов и гормонов. Подобно бифидобактериям, они активизируют работу иммунной системы.

Вместе с бифидобактериями лактобактерии образуют белки, обладающие свойствами антибиотиков, избирательно действующих только против болезнетворных бактерий, и активные даже в малых дозах. В то же время бифидобактерии и лактобактерии очень уязвимы. При неправильном питании они быстро погибают, и развивается дисбактериоз.

Используя содержание текста «Бифидобактерии и лактобактерии», ответьте на следующие вопросы.

1) Чем питаются лактобактерии?

2) Что производят в организме человека бифидобактерии?

3) Какое значение для иммунитета человека имеют лактобактерии?

4) Почему бифидо- и лактобактерии относят к прокариотам?

Проверочная работа по теме «Бактерии»

Вариант 2.

Задание 1. Вставьте в текст «Бактерии» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите получившуюся последовательность цифр.

БАКТЕРИИ

Среди бактерий имеется группа организмов, живущая в бескислородной среде, т.е. являющаяся __________ (А). При неблагоприятных условиях они могут образовывать __________ (Б). Многие бактерии имеют __________ (В), с помощью которых они передвигаются. Наследственная информация у этих микроорганизмов хранится

в __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1. Хромосома ядра 2. Аэроб 3. Кольцевая хромосома 4. Анаэроб

5. Ложноножка 6. Спора 7. Жгутик 8. Циста

Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

ПОЛЕЗНЫЕ БАКТЕРИИ

Термин «анаэробы» ввёл в науку французский учёный Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. У анаэробов расщепление органических веществ идёт без участия кислорода. Бескислородное окисление происходит в клетках молочнокислых и многих других бактерий.

Именно так они получают энергию для своих жизненных процессов. Такие бактерии очень распространены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся с молочнокислыми бактериями, – они участвуют в образовании молочнокислых продуктов.

В 1 см3 парного молока находится больше 3 миллиардов бактерий. При скисании молока коров получается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием «болгарская палочка», которая и совершила превращение молока в кислый молочный продукт.

Болгарская палочка – вид молочнокислой бактерии, известный во всём мире; она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Он заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии.

Мечников выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт. Учёному удалось выделить из продукта молочнокислую бактерию, а затем он использовал её для создания особой простокваши.

Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша.

Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах.

Бактерии свежую капусту превращают в квашеную, яблоки – в мочёные, а огурцы – в солёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара обеспечивает жизнедеятельность бактерий.

Процесс расщепления сахара без участия кислорода относят к реакциям брожения. Расщепление веществ при участии кислорода более эффективно, так как выделяется гораздо больше энергии, чем при брожении.

Поскольку энергия реакций бескислородного окисления заметно меньше, чем кислородного, бактериям приходится перерабатывать бóльшие количества веществ и выделять много продуктов обмена веществ.

Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для окисления углеводов.

Используя содержание текста «Полезные бактерии», ответьте на вопросы.

1) Какие условия необходимы для получения простокваши?

2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?

3) Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?

Источник: https://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-teme-bakterii-2564328.html

Врач Богданов
Добавить комментарий