Любят зайчатки листья тройчатки от травки

Загадки, пословицы и стихи о клевере

Любят зайчатки листья тройчатки от травки

Дополнительный материал к занятию «Клевер».

Стихи о клевере:

– Му, – мычит с утра теленок, -Клевер мне дает силенок.Без него я на лугуИ денечка не могу. 

(Н. Тарасов)

Клевер в разнотравьеРозовый цветет,В воздухе мельканье-Бабочек полет.В вихре кружит веселоКрасок карусель,Слух ласкает песенкойМне жужжащий шмель. 

(Л. Громова)

В поле за деревней,Средь душистой кашки,Расцветает клевер –Лучший друг ромашки.Красные комочки,Как кошачьи лапки.Шарики-цветочки,Запах поля сладкий.Клевер, безусловно,Знает млад и стар–Сено для коровы.Для пчелы нектар.Чтобы у коровы,Молоко рекой,Нужен ей для корма,Клевер полевой.Пусть кружатся пчёлы,Над клевером цветком.Мы потом с тобою,Чай попьём с медком! 

(З. Трубицина)

Загадки про клевер

Голодный шмель вздыхает тяжко:Поел бы с радостью я кашки.Цветов едва коснулся ветер.И шмель тот час заметил …

(Клевер)

Это кашка,Только для барашка.

(Клевер)

Любят зайчаткиЛистья-тройчаткиОт травки-полёвки,Красной головки.

(Клевер)

В поле у овражкаКрасная кашка.

(Клевер)

Пословицы и поговорки про клеверТрава без клевера, что каша без масла.

Лён по клеверу посеешь – урожай уже имеешь.

Рассказы о клевере

«Сова»Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо Сова.- Здорово, – говорит, – друг!А Старик ей:- Ты, Сова, – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, – какой я тебе друг!Рассердилась Сова.

– Ладно же, – говорит, – старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, – сам лови.

А Старик:- Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.Ночь пришла.

На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:- Погляди-ка, кума, не летит ли Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?Мышь Мыши в ответ:- Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

А Сова из дупла:- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.- А пускай идут, – говорит Старик. – Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.А Сова из дупла:- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.- А пускай летят, – говорит Старик.

– Что от них толку: ни мёду, ни воску, – волдыри только.Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.А Сова из дупла:- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

– И ветер разнесёт, – говорит Старик, а сам в затылке скребёт.По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, – не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.А Сова из дупла:- Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, – трава, слышь, без клеверу что каша без масла.Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.А Сова из дупла:- Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.Нечем стало Старику чай белить – пошёл Старик Сове кланяться:- Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.- То-то, – говорит, – старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.Сова полетела мышей ловить.Мыши со страху попрятались в норы.Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.Клевер красный стал на лугу наливаться.Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить – Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

(В. Бианки)

«Добрый клевер»

Купил как-то крестьянин на базаре корову.— Для коровы клевер — лучшее витаминное лакомство. Добавляй клевер в корм и всегда будешь иметь много молока, — посоветовал ему продавец.

Вернулся крестьянин домой и посеял в поле клевер на корм для коровы.

Через несколько лет решил он на клеверном поле пшеницу посеять, а клевер перенес на другое поле. Принесла пшеница небывалый урожай, как никогда прежде.— Чудеса, никогда раньше на этом поле у меня пшеница так не росла, и сорняки ее не заглушают совсем, — удивился крестьянин.

Стал он дни напролет об этом думать, да так ничего не надумал.Однажды косил он в поле клевер и вдруг слышит:— Эй, крестьянин, на следующий год сей меня на другом поле: на этом я уже поработал.Понял крестьянин, что это клевер с ним разговаривает, удивился и спрашивает:— То есть как это поработал?— Обогатил почву азотом.

На корешках у меня азотные клубеньки располагаются. Они прекрасно склеивают перегной, и он делается более прочным и не размывается водой. После меня в почве остаются азотистые вещества. За эти годы, старик, я полностью вернул этой почве плодородие и готов теперь поработать на другом месте.

Понял тогда крестьянин, кто его пшенице расти помогал, и поклонился до земли доброму клеверу.

Так скромная луговая травка лучшим другом земледельца оказалась.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-pro-klever.html

Проект

Любят зайчатки листья тройчатки от травки

Знаете ли вы эти растения?

По страницам энциклопедий

Берёза

Красавицей русских лесов называют людиберезу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, онапривлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин,преданий, создано много живописных картин.

Прекрасна белая береза и в чистомполе, и на светлой лесной поляне.

А белые стволы березовой рощи на фоне летнейтравы и ярких цветов — такая картина запоминается на всю жизнь! В березовыхперелесках много света, воздух прозрачен и чист. 

Дуб

Дуб имеет мощный, стержневой корень и огромнуюшаровидную крону. Размножаются дубы семенами-желудями, длина которых 20-40 см.Они продолговатые с блестящей коричневой или зеленой оболочкой. На макушке ихимеются бурые шапочки. Жёлуди служат хорошим кормом для животных. Дубы – этовеликаны-долгожители. Они живут около 400 лет. Встречаются и более древниеэкземпляры.

Клевер

Он растет и на лужайках, и на опушках, и на обочинахдорог, и на берегах рек, в канавах, по окраинам полей. Его тройчатые листья икрасная головка — маленькое сокровище.

Домашних животных нужно кормить, аклевер дает много зеленой массы, что очень важно в условиях непродолжительного,часто прохладного и дождливого лета. Красная головка клевера — соцветие из многочисленных,любопытно устроенных цветков.

В цветках много нектара и вокруг них всегдакружат пчелы. Клевер — лекарственное растение.

Клён

Клен получил своё название из латинского языка иобозначает “острый”, так как его листья имеют острые лопасти от 3 до 5.

  Плоды клёна имеют лёгкие своеобразные крылья,с помощью которых семенаразносятся ветром по округе. Осенью эти растения окрашиваются в яркие цвета:лимонные, жёлтые, красные, оранжевые или бордовые.

Окраска их зависит от видаклёнов. Клён – это постоянный обитатель городов и посёлков.

Крапива

Все мы знаем, как неприятны ее ожоги: нам больно,потом появляется небольшой волдырь, который начинает чесаться. Почему возникаетэто неприятное ощущение? Листья и стебли крапивы покрыты множеством жгучихволосков. В них находятся стрекательные клетки, содержащие едкую жидкость.

Когда мы касаемся листа, волосок прокалывает кожу, верхняя часть волоскаотламывается, и в ранку попадает содержимое стрекательной клетки. Ераписа – этоеще и лекарственное растение. Ее листья и молодые побеги съедобны, они богатывитаминами.

Из корней крапивы делают желтую, а из листьев — зеленую краску.

Кувшинка

Кувшинка латинское название получила по имени одной изводяных нимф. В славянских сказках представление о кувшинках связывается сзагадочным образом русалки. Скандинавские легенды говорят, что у каждойкувшинки есть свой друг – эльф, который вместе с ней рождается, вместе с ней иумирает.

Согласно древнегреческим мифам, кувшинка была когда-то белой нимфой,но потом она погибла от любви к остававшемуся к ней равнодушным Геркулесу ипревратилась в прекрасный цветок.

Кувшинку-нимфею также называют “дитя солнца”:ее прекрасные цветки раскрываются утром и закрываются с наступлением сумерек.

Ландыш

Существует немало легенд о происхождении ландыша. ВАнглии рассказывали, что ландыши растут в лесу на тех местах, где сказочныйбогатырь Леонард победил страшного дракона. В других легендах говорится, чтоландыши выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки или что это -фонарики гномов.

На Руси цветок связан с именами Садко, Любавы и Волховы.Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимицеполей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. Итам, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, девичьейлюбви и грусти.

Липа

Липа живет очень долго: в среднем до 300—400 лет, аотдельные особи доживают до 1 200 лет. В течение всей своей жизни липа нетолько радует глаз своей необыкновенной красотой, но и служит источникомлекарственного сырья, с давних пор используемого в народной медицине.

Лиственница

Хороша лиственница весной и летом, но вот в зимнююпору, рядом со своими вечнозелеными родственниками — соснами и елями, одетыми вгустую хвою, выглядит она невзрачно.

Весной лиственница вместе с лиственнымидеревьями пробуждается от зимней спячки. И из каждой почки-узелка появляется насвет светло-зеленая кисточка из длинных и тонких хвоинок.

И может показаться,что весна невидимой рукой накинула на ветви дерева тончайшую сеть из зеленогошелка.

Одуванчик

Одуванчик в народе называют “коровий цветок”,“мартовский куст”, “млечный цвет” или “воздушный цветок”. Растёт он везде и налюбой почве. Его можно увидеть растущим даже между булыжниками и врасщелинах асфальта. Спелые семена одуванчика имеют воздушные парашюты, спомощью которых они разлетаются на большие расстояния. Все части растения наизломах выделяют белый горький сок.

Осина

Название дерева переводится с латинского как«трепетать». Это имя осина получила за игру листьев при порывах ветра. Осеньюкрона осины приобретает ярко- жёлтую или оранжево-красную окраску, а веснойпоявляются коричнево-бурые серёжки.

Ромашка

Кто из нас не знает желтоглазую ромашку. Снезапамятных времён на ней гадают влюблённые. Этот простой, на вид невзрачныйцветок встречается почти везде. В нашей стране он растёт в Сибири, в СреднейАзии и на Кавказе.

  Ромашек существуетвеликое множество (более 350 видов). В старых летописях 16Iвека они упоминаютсякак “пупавки”. Потом “пупавки” стали называться”романовой травой”. Свое нынешнее название ромашка обрела в конце 18 века.

Рябина

Название у рябины кельтское и переводится, как“терпкий”, “горький”, что указывает на вкус её плодов. В любое время годарябина является украшением улиц, садов и парков. В России существовал обычайпри закладке нового дома сажать рядом молодую рябинку. Рябинка должна былаоберегать дом от всяческих козней злых духов.

Черника

Черника распространена довольно широко: в СевернойАмерике, в Европе, в Азии, в Монголии, захватывая Западную и Восточную Сибирь.Растёт она в хвойных и смешанных влажных лесах и на торфяных болотах. Ягодашарообразная.

Окраска синевато-чёрная с сизым налётом. Мякоть красноватая,сладкая и ароматная.  Чернику едят всвежем и сушёном виде. Из неё делают сок, компот, желе, мармелад, кисель иваренье. Черника широко используется в медицине.

Шиповник

Если вы когда-нибудь были в осеннем лесу, то,наверняка, видели кусты с необычными ягодами. Это шиповник. В народе егоназывают “дикой розой”. Плоды шиповника богаты витаминами.

Поэтические странички

Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.На пушистых ветках.Снежною каймой.Распустились кистиБелой бахромой.(С. Есенин)У лукоморья дуб зелёный,Златая цепь на дубе том;И днём, и ночью кот учёныйВсё ходит по цепи кругом.(А. Пушкин)Клевер в разнотравьеРозовый цветет,В воздухе мельканье -Бабочек полет.В вихре кружит веселоКрасок карусель,Слух ласкает песенкойМне жужжащий шмель. (Л. Громова)
Облетели листья с клена,Клен от холода дрожит.На дорожке у балконаЗолотой ковер лежит.(Е. Авдеенко)У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым утром!»(С. Есенин)Все цветы на первый слухмолчат: Там, в лесу, и дальше, за ручьем… Все цветы – на первый слух – молчат, Если их не спросишь ни о чем. Да, но ветер, пчелы и роса, Чуть касаясь их раскрытых ртов, Кажется, любые голоса Могут сделать голосом цветов. Но кувшинка молчаливей всех. Сколько ни стою на берегу, – Но кувшинка молчаливей всех, – Я ее расслышать не могу.(Н. Матвеева)
Родился ландыш в майскийдень,И лес его хранит;Мне кажется, его задень —Он тихо зазвонит.И этот звон услышат луг,И птицы, и цветы…Давай послушаем, а вдругУслышим, — я и ты?(Е. Серова)Посмотрите дети-Это липы цвет,Ароматы лета,Нам принёс в привет,Чай его душистый,Любит стар и мал,Очень многим людямОн здоровье дал: Сбил температуру,Горло подлечил,Горькую микстуруДетям заменил,И от кашля средстваПросто лучше нет- Вот какой кудесникЭтот липов цвет!(И. Козленко)Ты – моя лиственница дивная,Зелёной дымкой окружённая.Зимой стоишь на холоде,раздета,Лишь снег тебя от холода спасает.Ну, а когда опять придёт тепло, – Ты снова, как с иголочки одета,И сердце моё  радость наполняет.(И. Чеботникова)
Из шариков пушистыхНад пестрым летним лугомЛетят парашютистыВдогонку друг за другом.Едва земли коснутся —Уснут, как на диванчике.А по весне проснутся…и будут – одуванчики!(И. Токмакова)Зябнет осинка,Дрожит на ветру,Стынет на солнышке,Мёрзнет в жару…Дайте осинкеПальто и ботинки,Надо согретьсяБедной осинке.(И. Токмакова)На лугу у той дорожки,Что бежит к нам прямо в дом,Рос цветок на длинной ножке –Белый с желтеньким глазком.Я цветок сорвать хотела,Поднесла к нему ладонь,А пчела с цветка слетелаИ жужжит, жужжит: “Нетронь!”(М. Познанская)
Стройную рябину вижу водворе, Изумруд на ветках утром на заре. Много ягод красных, Спелых и прекрасных Гроздьями висят, Их красив наряд.  Собери на нитку ягод – для души, Из рябины бусы очень хороши! (С. Шишкина)Мы едим кисель черничный,Аппетит у нас отличный,А усы черничныеОчень симпатичные.(П. Синявский)Что за куст растет , друзья?Подойти к нему нельзя:Весь в иголках и шипах -Укололись дети: «Ах!»Вот лекарственный полковник-А зовут его – шиповник!И плоды его, ребята, Витаминами богаты,Кто настой из них попьёт-Очень долго проживёт!(И. Козленко)

Продукт проекта

Презентации учащихся 1 класса (2013 год)

Источник: https://www.sites.google.com/site/okruzausij/proekty/proekt-rastenia

Окружающий мир (1 класс): доклад про клевер

Любят зайчатки листья тройчатки от травки

Существует почти 300 разновидностей клевера во всем мире. Самым распространенным считается клевер луговой. Клевер  луговой — многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15—55 см. Листья тройчатые, цветы собраны в шаровидные соцветия. Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре.

Семена мелкие, шаровидные.

Клевер для хозяйственных нужд стали выращивать в средиземноморье еще в  эпоху неолита. В России клевер возделывается повсеместно, уже более 200 лет. Растение отличается высокой урожайностью и неприхотливостью в уходе.

Сейчас его стали широко использовать как замену газонной траве.

Применение:

Клевер очень важен в животноводстве.  Растение широко используется на зелёный корм и  для заготовки сена.

Накапливающийся в корнях азот остаётся в почве после запахивания, что способствует повышению плодородия полей.

Возле полей с клевером часто ставят ульи для получения ароматного и целебного клеверного меда.

Из листьев готовят салаты, ими заправляют зелёные щи. Сухие растёртые листья в прошлом добавляли к муке при выпечке ржаного хлеба, а также использовали для приготовления соусов и при производстве сыров. На Кавказе молодые нераспустившиеся цветочные головки квасят как капусту и добавляют в зелёные салаты.


Рецепты:

Клеверный суп. Готовите обычный постный суп, но минут за 5 до готовности добавляете смесь листочков клевера и листьев щавеля (примерно 100 г на порцию).
 

Жаркое с клевером. Мясо отварите до полуготовности, затем обжарьте. В качестве гарнира подайте листья клевера, тушенные в воде со специями (для молодежи – в бульоне) и заправленные растительным маслом.

Народная медицина:

Цветочные головки и листья использовали в народной медицине как средство болеутоляющее, против кашля и повышающее аппетит.

Настой клевера красного (лугового) от простуды:
В эмалированную посуду засыпать 2 стакана сухого сырья, залить 1 литром кипятка, настоять, процедить. Принимать 2-3 раза в день для профилактики и лечения простуды.

Суеверия, приметы:

Во всем мире люди верят, что Четырехлистный клевер — символ невероятной удачи. Издавна засушенные листочки клевера носили с собой, как талисман.  Считалось, что человек, имеющий при себе трилистник или четырехлистник, становится магнитом для везения.

Клевер изображали на различных предметах в доме. Они служили оберегами.

Даже сейчас многие крупные компании используют изображение трех или четырехлистного клевера в своих логотипах.  Клевер-трилистник является национальной эмблемой Ирландии.

А чтобы всем было много удачи и счастья в маленьком островном государстве Палау решили его дать выпустив забавную монетку из золота в форме клевера-четырехлистника.

Стихи про клевер:

— Му, — мычит с утра теленок, — Клевер мне дает силенок. Без него я на лугу И денечка не могу.


***

Красные комочки, Как кошачьи лапки. Шарики-цветочки, Запах поля сладкий. Клевер, безусловно, Знает млад и стар— Сено для коровы.

Для пчелы нектар.

Загадки про клевер:

Любят зайчатки Листья-тройчатки От травки-полёвки, Красной головки.

(Клевер)

В поле у овражка Красная кашка.

(Клевер)

Сказка
«Добрый клевер»
Купил как-то крестьянин на базаре корову. — Для коровы клевер — лучшее витаминное лакомство. Добавляй клевер в корм и всегда будешь иметь много молока, — посоветовал ему продавец. Вернулся крестьянин домой и посеял в поле клевер на корм для коровы.

Через несколько лет решил он на клеверном поле пшеницу посеять, а клевер перенес на другое поле. Принесла пшеница небывалый урожай, как никогда прежде. — Чудеса, никогда раньше на этом поле у меня пшеница так не росла, и сорняки ее не заглушают совсем, — удивился крестьянин.

Стал он дни напролет об этом думать, да так ничего не надумал. Однажды косил он в поле клевер и вдруг слышит: — Эй, крестьянин, на следующий год сей меня на другом поле: на этом я уже поработал. Понял крестьянин, что это клевер с ним разговаривает, удивился и спрашивает: — То есть как это поработал? — Обогатил почву азотом.

На корешках у меня азотные клубеньки располагаются. Они прекрасно склеивают перегной, и он делается более прочным и не размывается водой. После меня в почве остаются азотистые вещества. За эти годы, старик, я полностью вернул этой почве плодородие и готов теперь поработать на другом месте.

Понял тогда крестьянин, кто его пшенице расти помогал, и поклонился до земли доброму клеверу.

Так скромная луговая травка лучшим другом земледельца оказалась.

Источник: https://PlayRoom.ru/okruzhayucshiy-mir-1-klass-doklad-pro-klever/

Конспект занятия

Любят зайчатки листья тройчатки от травки

Конспект ООД в старшей группе:

С использованием здоровье сберегающих техгнологий

Подготовила и провела: воспитатель МКДОУ”Детский сад имени Гаджи Махачева” Казбековский район с. Буртунай

Гамзатова Анисат Б.

2016год.

ООД в старшей группе: “Лекарственные травы нашего села”

Цель: Ознакомить с лекарственными травами села. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, к растениям.

Материал: Иллюстрации лекарственных трав, луга, высушенные лекарственные травы (5-6 видов), отвар( чай) из лекарственных трав.

Ход занятия: Восп.:Здравствуйте ребята. Сегодня у нас будет интересное занятие. Но давайте, для начала поздороваемся с друг другом и нашими гостями.

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем: “Привет!”

Солнцу: “Привет!”

Гостям всем: “Привет!”

Восп.: Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

И ромашка, и крапива,

Подорожник молодой.

Ребята , о каких травах говорить стихотворение?

Дети: О лекарственных травах.

Восп.: Правильно,сегодня я хочу ознакомить вас с лекарственными травами нашего села. Их очень и очень много. их можно встретить и на дорогах, на луге, во дворе, в огородах, в горах и т. д. Вы когда-нибудь слышали о пользе, о лечебном действии растений. Может у кого-нибудь из родителей занимаются изготовлением лекарственных отваров или делают чай из лекарственных трав? (ответы детей)

Восп.: Сегодня я вам покажу и расскажу о таких травах. вы же хотите знать о лекарственных травах нашего села? (Ответы детей) Приходит Незнайка , плачет.

Незнайка: Ой-ой-ой (держит за живот)

Восп.: Что случилось? Что случилось?

Незнайка: Ой-ой-ой! У меня болит живот (держит за живот), голова тоже болит. Вот еще и на руке у меня царапина. кажется и кровь течет.

Восп.: А сейчас мы тебе поможем. Правда ребята? Скажите что же делать Незнайке. Как ему быть? Он же не знает что надо пить боли в животе, головы, что ставить на царапину. Вы знаете? (ответы детей)

Восп.: Конечно можно пить таблетки, но мы же незнаем какие, И без назначения врача таблетки нельзя пить, это опасно. А лучше чем таблетки, пить отвар или чай сделанный из лекарственных трав.

Вы знаете какие-нибудь лекарственные травы? (ответ детей) Молодец Гамзат, есть такое лекарственное растение как тмин , укроп. Но есть и другие лекарственные травы , которые растут у нас в селе.

Например: не только тмин и укроп , также встречается зверобой, подорожник, крапива, душица, тысячелистник, мать-и-мачеха и много других.

Незнайка : А где же мне их взять?

Восп.: А мы с ребятами тебе соберем. Правда ребята? А ты лежи и отдыхай. Вот тебе чай, который я сделала из тмина и укропа для твоего живота. А на царапину я наложу листья подорожника, который я сорвала во дворе. (На царапину накладываем листья подорожника) А теперь. ребята мы с вами пойдем в поход на луг за лекарственными травами для Незнайки. Он будет ждать нас здесь.

Все идут в поход по тропе. Находим лекарственную траву ( мяту).

Восп.: Дети подойдите сюда. Это растение, как вы думаете, лекарственное? Вы видели его дома? Давайте я загадаю загадку, а вы отгадайте. Вкусен чай и ароматен,С ней он легок и приятен:Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? – Запах.. ( Мяты)

(Ответ детей)

Это растение называется – мята. Из него получается очень ароматный полезный чай. Понюхайте какой запах приятный. Знаете дети, что мята обладает противовоспалительным, болеутоляющим действием. Т. е.

ее применяют при боли в животе, поносе, кашле, изжоге и т. д. Он обладает успокаивающим действием, т.е. когда человек нервничает помогает ему успокоится, уснуть. Также она помогает при головной боли, при потере аппетита.

Вот стольких болезнях помогает мята. Как вы считаете, ее можно Незнайке дать?

Дети: Да.

Восп.: Тогда мы ее возьмем с собой, и идем дальше. Вот ребята, еще одна трава. смотрите какие красивые красные цветки. Вы когда-нибудь видели такую траву? ( Ответ детей) Любят зайчаткиЛистья-тройчаткиОт травки-полёвки,Красной головки.

(Клевер)

Восп.: Это трава называется – клевер луговой. Хотите знать какое у нее лекарственное действие,

Дети: Да.

Восп.: Ее применяют при высокой температуре, простуде, потере аппетита, при кашле как отхаркивающее средство ,как антисептическое средство для промывания глаз. Также наружно, как ранозаживляющее средство. Отвар листьев с солью смачивают голову при головных болях. вот понюхайте какой сладкий, приятный запах. Мы ее тоже возьмем для Незнайки.

Восп.: Смотрите ребята, какие красивые растения. У одной белые цветочки, а у другой желтые цветочки. Если что-то заболит,Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой? С чудо- травкой… (зверобой)

Расправит свой ажурный листик
Король всех трав…  (Тысячелистник)

Как вы думаете, эти тоже лекарственные травы? (Ответ детей)

Правильно, эти тоже относятся к лекарственным травам. Растение с белыми цветами это тысячелистник , а с желтыми цветами – зверобой. Их используют при болях в животе, при расстройствах кишечника, при головных болях, при заболевании печени, почек, сердца, легких и многих болезнях. Так, мы забираем их для Незнайки?

Дети : Да.

Восп.: А теперь угадайте какое это растение. Она очень жгучая, но если ополоскать волосы ее отваром, они быстро растут. И еще из нее делают пельмени. О каком растении идет речь?

Дети: Крапива.

Восп.: Правильно! Давайте про нее, тоже загадываем загадку . Кто знает? Ребенок: . Растет зеленою стеной,Ее обходят стороной,Колючая и злая дива. А как зовут траву? 

(крапива)

Восп.: Молодцы! Конечно эта крапива. Она очень полезная для нашего организма. Также богата витаминами как С и К. Отвар помогает при кровотечении , простуде, при анемии и т. д.

Видите как много здесь лекарственных растений: тмин, чабрец, пастушья сумка, ромашка, мать-и-мачеха, одуванчик, укроп который встречается и в огороде, подорожник который мы остановили кровь из царапины Незнайки. Их очень много.

Все они очень полезны, богаты витаминами, повышает наш иммунитет.

Физминутка

“Цветы”

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево – вправо над головой)Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)Ветерок убегай! (грозят пальчиком)Ты цветочки не сломай! (приседают)Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики

)

Восп.: Мы немножко поиграли отдохнули. Теперь, скажите мне знаете ли вы кто в нашем селе занимается или занимался лекарственными травами? Кто делает из них лекарственное сырье, т. е. отвары настойки.

Не знаете? Был у нас знаменитый врач – знахарь, который делал лекарственные отвары, настойки из трав, и тем лечил людей от многих болезней. Звали его Гирин. К нему приходили из разных городов, сел, что бы он сделал лекарственное сырье, т. е. лекарство из трав от многих болезней.

Он даже был знаменит за пределами Дагестана. Но когда его не стало, травами занимается его жена Парида.

Восп.: Смотрите здесь есть и другие лекарственные растения: вот душица, подорожник, ромашка и много других. Вот мы и собрали лекарственные травы для Незнайки.

Узнали очень многое о лекарственных травах. Так же ,что можно встретить много лекарственных растений и в нашем селе. Поэтому надо беречь природу, растения, деревья ит. д.

Они помогают нам вылечиться от многих болезней. Нам пора возвращаться домой.

Приходят к Незнайке.

Восп.: Вот Незнайка мы принесли тебе немного лекарственных растений. Они помогут тебе от боли в животе, головы, также помогут тебе уснуть.

Незнайка: Спасибо ребята! Я теперь вылечусь. (Уходит)

Восп.: Но прежде чем закончит наше знакомство с травами , давайте закрепим игрой

Дидактическая игра«Кто быстрее найдёт растение по названию?»

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.

Правила игры: быстро находить карточки с изображением лекарственного растения, названного педагогом.

Материал: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения).

Правила сбора лекарственных растений

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4.

Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

Почему? (Ответы детей).

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Восп.: Ребята, что мы сегодня узнали? Куда ходили? Какие лекарственные растения вы знаете? Что из них делают? Какие болезни можно вылечить? Как звали знахаря который жил у нас в селе? Какое растение можно прикладывать при царапине? Вам понравилось наш сегодняшний поход. Мне тоже понравилось сегодня с вами пойти за травами, а теперь мы пойдем пить чай.

При окончании занятия всех угощают фиточаем и конфетами.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-lekarstvennie-travi-nashego-sela-3452865.html

Картотека загадок о луговых растениях

Любят зайчатки листья тройчатки от травки

Елена Потапова
Картотека загадок о луговых растениях

Луга особенно красивы и богаты травами.

В летний период они становятся очень нарядным.

Зацветают: алые гвоздики, белые ромашки, лиловые колокольчики, луговые васильки, розовый клевер, золотистые лютики и много других цветущих растений.

Воздух в это время напоен запахом меда, аромата трав и цветов.

Сюда прилетают за нектаром множество пчёл, шмелей, ос, цветочных мух.

Как известно луга покрыты травянистыми многолетниками – преимущественно злаками и осоковыми.

В сегодняшней публикации предлагаю подборку загадок из разных источников о луговых растениях.

Материал может быть полезен воспитателям, и педагогам дополнительного образования.

Цель: активизация знаний детей о луговых растениях.

– Разгадывая вместе с детьми загадки, можно рассказать о лечебных свойствах этих растений, о том, как собирают эти растения.

Ромашка – чудесный по красоте и непревзойденный по полезным свойствам цветок. С ним связано большое количество легенд. Известно 350 видов этого растения. Ромашка растёт на территории нашей страны.

Своё название эти цветы получили из-за желтой сердцевины, которая возвышается в виде «пупка».

Он “любит – не любит” ответить нам может

И глянет приветливо желтым глазком.

Аптечный цветок на него так похож,

Его мы лекарственным другом зовём?

***

Длинноногие сестрички

Вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички,

И, как солнышко, глазок?

***

Вот цветочек на поляне,

Серединка солнцем взглянет,

Сам же в беленькой рубашке.

Хороши в траве?

***

Тысячелистник – луговая трава с белыми цветочками. Это травянистый многолетник семейства Астровые растёт в виде полукустарника, высотой до 100 см.

Листья – резные, или перисто – рассечённые. Общее соцветие – щитковидное, состоит из мелких корзинок.

Каждый лист разбит на дольки.

Подсчитай-ка: долек сколько?

Восемь, десять, двадцать, тридцать.

Тут легко со счета сбиться.

У кого желанье есть

Дольки снова перечесть?

***

Расправит собственный ажурный листик

Король всех травок?

Клевер красный – одно из самых распространенных луговых растений, насчитывается около 300 его разновидностей. Стебель клевера ветвистый, поднимается над землей на высоту не более полуметра, листочки трехлистные, но встречаются экземпляры с 4 и 5 лепестками листовой пластины.

В поле у овражка

Красная кашка?

***

Любят зайчатки

Листья-тройчатки

От травки-полёвки,

Красной головки?

***

автор: Александр Измайлов Митрофанович

Лист – трилистник, словно веер

Тонкий гибкий стебелёк,

Шапка красная – цветок

Сладкий в тех цветочках сок

Шмель летит за ним на?

Мышиный горошек относится к семейству бобовых, имеет множество разновидностей (около 160 видов).

Стебель тонкий, может достигать 1,5 метров в длину, стелющийся и цепляющийся усиками за более высокие соседские растения. Цветоносы оформлены в виде кисти из 30-40 мелких цветочков, светло-чернильного цвета с оттенками лилового.

У травки-кудрявки

— Кисточки липовые,

В них цветки медовые,

А у листа верхушка

— Нитка-завитушка.

***

Его встретишь на каждом лугу.

Он растёт цепляясь

усиками за другие растения.

Горошинки у него совсем маленькие.

Лютик едкий — растение семейства Лютиковых с жёлтыми цветами. Лютик очень ядовит, он содержит в себе вещество анемонол с резким запахом, который раздражает слизистые. Широко применяется в народной медицине для лечения мигрени, ревматизма.

Жёлтые цветочки –

Лаковые щёчки,

Пятерные венчики,

А листья изменчивы.

***

Название его от слова «лютый»,

«Жестокий», «злой», а значит, есть в том суть.

Нежно-жёлтые цветы, маленькие плуты,

Едки, жгучи, осторожен будь.

Его жильё, где рядом прудик,

Или река…

Растёт там едкий?

Наиболее распространены в России василёк луговой и василёк синий.

Стебель этого многолетнего шершавого растения прямой, ребристый, достигает высоты 30-80 см. Пурпурно-лиловые или синие цветки собраны в корзиночки.

Цветёт василёк в июне-июле. Плоды около 3 мм длиной.

Вырос во поле цветочек:

Сверху — синий огонечек,

Снизу — тонкий стебелек.

Что за цветик?

***

Вася, Васенька, Василий…

Он не мальчик, он цветок.

Полевой цветочек синий,

И зовётся?

***

Ярко-синий сарафанчик.

И зелёный стебелёк.

Распустился в поле чистом

Нам на радость?

Крапива – это уникальное растение обладает полезными свойствами используется человеком в медицинских и косметических целях. А ещё из нее готовят очень вкусный борщ и витаминные салаты.

Обожжёт без огня

И тебя и меня,

А живёт у плетня?

***

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же?

Пижма обыкновенная — эффективное лекарственное растение от болей в желудке, головной боли. Цветки пижмы отгоняют мух, блох, клопов и других насекомых.

Это высокое, многолетнее травянистое растение принадлежащее семейству Сложноцветные.

***

В широколиственных лесах

И на обочинах дорожек

Её ты встретишь всю в цветах,

Похожих чем-то на горошек.

Но сильный камфорный букет

Не любят мухи и москиты,

Оставит от ожога след –

Её соцветья ядовиты.

Будь аккуратнее, друг мой,

Любуясь, не теряй рассудок,

Ведь из растения настой

Поможет вылечить желудок?

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-zagadok-o-lugovyh-rastenijah.html

Врач Богданов
Добавить комментарий